- 2024
- 2023
- 2022
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
- 2011
- 2010
- 2009
|
Алексей Пышкин: Саморегулирование способно изменить строительный рынок кардинально
Объединение некоммерческих партнёрств «ГЛАВСОЮЗ» выходит в десятку крупнейших саморегулируемых организаций Северо-Запада. Его представительства – во всех регионах России. Число членов – более тысячи. Редакция журнала «Профессия-строитель» встретилась с председателем объединения Алексеем Пышкиным, чтобы поговорить о насущных проблемах строительной отрасли, необходимых изменениях в нормативных актах, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций и «узких местах» государственных заказов.
- Алексей Вячеславович, однажды вы сказали, что полномочия СРО нужно менять кардинально.
- Ситуация такова, что сейчас в части качества и безопасности строительства от СРО мало что зависит. Ее функции сведены к созданию, проверке и выдаче документов, помогающих соблюдать закон. Иного нынешние полномочия саморегулируемых организаций не позволяют. Главная цель СРО, определенная, замечу, нормативными актами - безопасность капитального строительства. Однако государство, поставив перед нами конкретную задачу, не дало действенных механизмов ее выполнения. Потому и получается, что деятельность СРО в большой степени ведется не на стройплощадках, а в кабинетах. Для того чтобы изменить ситуацию, которая, на мой взгляд, противоречит и здравому смыслу и самой сути саморегулирования, необходимо на законодательном уровне закрепить право представителей СРО участвовать в приемке объектов, в частности тех, которые строятся за счет государственных средств.
- На ваш взгляд, сейчас в отрасли есть специалисты, которые могли бы выступить в роли экспертов контроля над качеством капитальном строительства?
- Конечно. Только саморегулируемые организации могут создать экспертное сообщество, которое будет нести ответственность за свои решения. Оценка независимых авторитетных специалистов, которые будут контролировать деятельность подрядчиков с точки зрения коллег-членов СРО - огромный шаг на пути к качеству и здоровой конкуренции на строительном рынке. У саморегулирования есть все ресурсы и возможности сообщить строительной сфере страны новые «векторы» развития. Нужно лишь дать возможность влиять на деятельность участников строительного рынка.
- Еще в ноябре 2010 года ОНП «Главсоюз» обращалось к Президенту России с инициативой по изменению федерального закона №94 «О размещении заказов для государственных и муниципальных нужд». Какова судьба внесенных предложений?
- Мы обращались не только к Президенту. Свои предложения мы направляли и депутатам Государственной Думы РФ, ведем активную работу и в «Нострое». Мы пытаемся добиться, чтобы полномочные органы, созданные в сфере саморегулирования, довели наши предложения до законотворцев. Ситуацию, которая сложилась в области госзакупок, необходимо менять. Сейчас подрядчик практически бесправен перед заказчиком. Отсутствуют критерии оценки конечного качества, исполнителю работ могут быть предъявлены любые претензии, и оспорить их практически невозможно. Да, остаются суды, можно провести строительную экспертизу. Однако на это уходит много времени, сил, компании не получают вовремя расчета за выполненную работу. Думаю, не нужно объяснять, чем это чревато.
- А что конкретно предлагаете изменить?
- Необходимо ввести допустимый диапазон изменения цены на торгах. Затем - использовать предквалификационный отбор участников конкурсов и заблаговременную аккредитацию. На пользу делу пойдет и персонификация ответственности участников госзаказа, ведение и раскрытие их профессиональных историй. Эксперты-члены СРО должны осуществлять независимый контроль качества и результатов работ на всех этапах строительства. Законодательно надо закрепить и ускоренную процедуру смены недобросовестного подрядчика.
- Алексей Вячеславович, объединение входит в десятку крупнейших СРО Северо-Запада. Как удалось этого добиться?
- В 2009 году группа бизнесменов, оценив ситуацию на рынке лицензирования и перспективы такого института как СРО, решила взять на себя ответственность и инициативу создания СРО. Сейчас «Главсоюз» - это два некоммерческих партнерства «Центр развития строительства» и «Центр развития архитектурно-строительного проектирования». В первом - более 900 членов, во втором - порядка 380.
- Руководители некоторых СРО предпочитают ограничивать число членов организации. Как Вам видятся перспективы развития вашего объединения?
- Мы искусственно не наращиваем число организаций, состоящих в «Главсоюзе». Главное, чтобы предприятие-кандидат на вступление соответствовало законным требованиям к члену СРО. Это залог защиты от прекращения действия статуса, от исключения его из реестра. Мы не выдумываем сверхтребований, не навязываем никаких услуг и не извлекаем доходов за счет партнеров. 600, 800, 2000 членов – это вполне приемлемые цифры для СРО. Главное - создать эффективную систему управления.
- Как в нее вписываются представительства объединения в регионах? Как удается координировать их деятельность?
- Штабная структура объединения себя зарекомендовала. Некоторая авторитарность в координации действий представительств и центра в Петербурге – только на пользу дела. Регионы-флагманы развития некоммерческих партнерств – Барнаул, Калининград, Екатеринбург. Такая структура межрегиональной СРО позволила избежать «патронажа» чиновников. А значит – дала возможность вести самостоятельную политику в интересах членов партнерства. Что касается координации работы большого количества представительств, то очень ценным оказался опыт, приобретенный мною на флоте. Когда на судне и военные, и гражданский персонал, и возможности поменять состав нет, то приходится находить новые способы сплочения коллектива. Нужно найти в людях то, что они смогут успешно реализовывать и на благо себе, и в интересах дела, которым занимаются.
- Вы 15 лет на флоте. С чем связана существенная перемена рода деятельности?
- У меня отец – моряк, капитан первого ранга. Раньше служба в ВМФ была престижной и доходной. Когда государство закрыло программы исследования океана, пришлось искать другие способы зарабатывания денег. Из флота я ушел капитаном третьего ранга с правом ношения кортика. Он и сейчас хранится у меня дома.
- Служба на флоте, участие в экспедициях по изучению океана. Это тенденция или совпадение, что второе образование вы получили по специальности «Водоснабжение и водоотведение»?
- Сфера водоснабжения, особенно в контексте мегаполиса очень интересна. Изменения, которые в ней происходят в последние годы – кардинальны. Бурное жилищное строительство на прибрежных зонах, нарушение санитарных границ, промышленные и бытовые стоки в акваторию ставят перед нами задачу сохранить и для человека, и для экосреды уникальные свойства невской и ладожской воды. При всей своей мягкости она не вымывает из организма полезные микроэлементы и минералы.
Сейчас активно внедряются технологии нового поколения, позволяющие возвращать в природу 100% очищенной воды. Успешные результаты показывает и применение биомониторинга. Например, качество питьевой воды, которая идет в наши краны, «проверяют» живые раки, на которых установлены специальные датчики. Уровень подготовки воды на станциях такой, что если удастся решить вопросы замены внутренних систем водоснабжения, то в домах появится вода, которую можно будет пить прямо из-под крана. Хотелось бы, чтобы Петербург повторил опыт, например, Хельсинки, где водопроводная вода вкуснее и полезнее, чем из бутылок.
- Как получается объединять столь разные сферы деятельности?
- Для того чтобы добиться успеха, независимо от сферы деятельности – на службе, в сфере предпринимательства или руководства общественной организацией - нужны, по большому счету, одни и те же качества. Если получается подчинить себя конечной цели, дисциплинировать, то любое занятие будет результативно. Хотя мне, наверное, повезло – работа всегда приносила радость и удовлетворение. Убежден, главный показатель нашего труда – не деньги, не выгода, а внутреннее ощущение от хорошо, достойно выполненной работы.
Источник: Анна Муравьева журнал "Профессия-строитель"
07.12.2012
Пресса,
СРО,
Главсоюз
|