|
Руководитель Аппарата НОСТРОЙ рассказал о потерянных компфондах СРО
Ноябрь, который наступит уже буквально через неделю, является первой отсечкой в реформе строительного саморегулирования, когда компенсационные фонды всех саморегулируемых организаций должны быть размещены на специальных счетах банков из установленного перечня. Однако, некоторым СРО по тем или иным причинам переводить практически нечего. Об этих проблемах и нюансах дальнейших действий для Национальных объединений, саморегулируемых организаций и их членов рассказал руководитель Аппарата Ассоциации Национальное объединение строителей Прядеин Виктор Васильевич.
Согласно Единому реестру членов СРО, как пояснил господин Прядеин, на май текущего года всего должно было насчитываться девяносто семь миллиардов рублей компенсационных фондов строительных саморегулируемых организаций. Потеряно же из них двадцать семь. При этом не все СРО в мае предоставили необходимые сведения, и записать их в список потерявших компфонд было нельзя. С того момента еще у сорока различных банков были отозваны лицензии, что, наверняка, отрицательно отразилось на вышеуказанных числах.
Не так давно новый директор СРО «Объединение инженеров строителей» сообщил Ассоциации НОСТРОЙ о том, что из 4,5 миллиардов рублей компенсационного фонда партнерства потеряно более четырех, почти вся сумма. В связи с этим СРО за четыре месяца исключила 1400 своих членов, почти треть всего реестра, когда те намеревались перейти в другое партнерство, согласно принятому принципу регионализации саморегулирования, и забрать с собой свой взнос в компенсационный фонд. При этом из всех исключенных в НОСТРОЙ с жалобой на СРО обратились только 50 компаний.
Виктор Васильевич отметил, что есть саморегулируемые организации, потерявшие свои деньги не по злому умыслу, - в НОСТРОЙ были представлены договоры, заключенные задолго до отзыва лицензии, и под совершенно разумные проценты. Но говорить о причинах утрат достоверно никто не может и не должен. Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ, уже высказывался о том, что данный вопрос не входит в компетенцию ни Национального объединения, ни министерства. Более того, пока банк не объявлен банкротом, деньги утерянными не считаются и требовать их тоже никто права не имеет.
Если смотреть на проблему объективно, то, разумеется, все эти банки можно считать в скором времени банкротами. Тогда у саморегулируемых организаций начинаются проблемы. Как Национальное объединение, Ассоциация НОСТРОЙ обязана помогать СРО, в том числе и в таких ситуациях, но Виктор Васильевич признался, что кроме как рекомендовать сформировать новый компенсационный фонд мало что можно посоветовать. Еще одним из вариантов остается объединение с другой саморегулируемой организацией, у которой достаточно компенсационного фонда.
Также стоит отметить, что из ста трех строительных СРО, потерявших часть компфонда или все его средства целиком, шестидесяти саморегулируемым организациям все еще хватает денег для формирования компенсационных фондов возмещения вреда и договорных обязательств для действующих на сегодняшний день членов.
Говоря о причинах утраты компфонда, господин Прядеин сказал, что если это произошло по вине руководства СРО, если речь идет о краже денег, то это определенно криминал, такая СРО из реестра исключается. Так уже исключена СРО «Волгоградские строители». Но подобные случаи доказать сложно, и большинство утрат компфондов происходят именно из-за отзыва банковской лицензии. Другой вопрос – почему деньги оказались в ненадежном банке. Это опять же в компетенцию Национального объединения строителей не входит. С первого ноября все компфонды должны будут находится в доверенных банках, тогда и можно будет увидеть истинную картину этой проблемы.
Другим интересным вопросом является подсчет самого размера компфонда. Взять все ту же СРО «Объединение инженеров строителей», через которую за семь лет существования прошло одиннадцать тысяч строительных компаний. Компфонд при этом должен был составлять 4,5 миллиарда рублей, а он насчитывает 300 миллионов. Сейчас в СРО «ОБИНЖ» числятся 4600 организаций, 2100 из которых московские. Следует думать, что последние в СРО останутся, и вот уже на них, считая взнос в компфонд по новому закону равным ста тысячам рублей, нужно все-то 210 миллионов рублей. Тогда компенсационного фонда хватает. Вот саморегулируемая организация и исключает региональных членов в экстренном порядке, не позволяя им забрать свой взнос. И такой стратегии придерживается не только СРО «Объединение инженеров строителей». Это в основном касается крупных партнерств, СРО «Региональный Строительный Альянс», СРО «Строительный Альянс Монолит», СРО «Строители железнодорожных комплексов» и других, чей реестр насчитывает более тысячи членов.
Раньше такие СРО принимали всех подряд, а те компании, которые переставали платить взносы, не исключали, а приостанавливали им допуски. Нужен допуск – оплати все долги, оплати проверки и работай. Теперь же все члены с приостановленными допусками – злостные нарушители, и СРО их исключают пачками, чтобы уменьшить необходимый объем компенсационного фонда.
За последние шесть месяцев общее количество членов саморегулируемых организаций сократилось более, чем на 5000. Опять же, из тех 1400 исключенных из СРО «ОБИНЖ», в НОСТРОЙ обратились только 50.
Ассоциации Национальное объединение строителей пока ничего кроме проведения мониторинга, обработки жалоб и проведения по ним проверок СРО не остается. Когда статистика превратится в фактуру, тогда можно будет принимать более реальные действия и обращаться в соответствующие государственные органы, пояснил Виктор Прядеин.
27.10.2016 СРО, СРО в строительстве, СРО в проектировании |